header
Книга
Название: Ветреная дочь астрономии?
Автор: Ю. Я. Бондаренко
Формат: rtf
Размер файла: 744 Кб


Мы живем в удивительное время. Многое из того, что еще вчера безоговорочно осуждалось, сегодня воспринимается совсем иначе. Давно ли мы отмахивались от астрологии, считая ее недостойной серьезного разговора? А сегодня? Астрологические статьи заполняют популярные издания. Астрологов можно увидеть на телеэкране. Что это – дань моде, жажда новых иллюзий или нечто иное? В чем привлекательность астрологии и можно ли ее считать сегодня наукой? С поисками ответов на эти вопросы вы познакомитесь в этой брошюре.

К читателю

Астрология возникла в те очень далекие времена, когда все явления окружающего мира – землетрясения, извержения вулканов, засухи, эпидемии – наши предки приписывали не законам природы, открытым много позднее Кеплером, Галилеем, Коперником, Ньютоном и другими учеными, а воле таинственных божеств. К таким божествам они относили известные светила: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру Марс, Юпитер и Сатурн.
Воле этих же светил приписывались и изменения в судьбах конкретных людей. Успехи, удачи, обогащение и неожиданные болезни, нищета, потеря близких – все это считалось «проделками» светил. Но от бед можно уберечься, если знать, как расположены к тебе звезды, что готовят они сегодня и в будущем. Именно это стремление уберечься от бед и привело к расцвету и столь долгой жизни астрологии.
Но не гладкий путь ждал астрологию: менялись исторические эпохи, а с ними менялось отношение к астрологии. Уважение и почитание астрологов сменялись притеснением, унижением, а порой и уничтожением.
Наш XX век тоже относится к астрологии неоднозначно. В то время как серьезные ученые критикуют астрологов и – астрологию, разбирая ее буквально «по косточкам», периодические издания полны гороскопов и предсказаний. Имена астрологов также известны сегодня, как и имена популярных артистов. За книгами по астрологии выстраиваются огромные очереди. Чем же это вызвано? Только ли тем, что в наше неспокойное время каждый хочет знать, что ждет его в будущем, на что надеяться, а чего опасаться? Или есть какие?то более глубокие причины? Да и можно ли доверять астрологам? На чем основывают они свои предсказания – на серьезной научной теории или на тысячелетних предрассудках? Кто же прав: безжалостные критики или горячие поклонники? Все эти вопросы подробно освещаются в нашей брошюре. Прочитайте ее и сделайте свои выводы.

Что такое астрология?


Затихли гулкие шаги королевской стражи. Наступили настороженно тревожная тишина. Перед королевским троном в позе, выражающей покорность, стоял человек, предрекавший будущее. Па горе себе он оказался точен: только что скончалась возлюбленная короля, чья смерть была опрометчиво предсказана астрологом.
Людовик XI пристально посмотрел на введенного, словно пытаясь, пронзив его взглядом, докопаться до правды: «Ты хорошо угадываешь судьбу других, а сколько жить осталось тебе самому?»
Вопрос не из легких. Не так уж трудно доказать лживость любого ответа острим топором палача. Король насмешливо прищурился, ловя растерянность в глазах незадачливого предсказателя.
«Ваше величество, звезды сказали мне, что я умру через три дня до Вашей смерти». И столько спокойной уверенности ответе, что, вопреки довольно логичным подозрениям, король так и не решился казнить астролога, находчивость которого спасла тому собственную жизнь, казалось бы, в безвыходном положении.
Вот перед нами увлекательно написанная книга одного из ведущих религиоведов нашей страны И.Р. Григулевича «Пророки „Новой истины“. Автор безоговорочно относит астрологию к суевериям. Более того, ставит астрологов в один ряд с гадалками, чудотворцами, пророками и всякого рода сектантами.
Но если астрология – просто суеверие, являющееся одним из симптомов «хронической болезни капитализма», то для философского анализа она никакого интереса не представляет. Поэтому не удивительно, что ни в пятитомной «Философской энциклопедии», ни в «Философском энциклопедическом словаре» 1983 года издания астрологии не уделено даже крохотной статейки. Зато «Большая Советская Энциклопедия» с астрологией не церемонится. В ней говорится, что астрология?«ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов». Подобное же определение мы встречаем и в четвертом издании «Советского энциклопедического словаря».
Казалось бы, все ясно и на этом можно поставить точку. Но сегодня, когда переворачиваются целые пласты духовной жизни нашего народа, процесс переосмысления коснулся вопросов атеизма вообще и астрологии в частности. Образец – серия статей или, точнее, бесед об астрологии, подготовленных для журнала «Крестьянка» доктором химических наук, лауреатом Государственной премии СССР Феликсом Казимировичем Величко. Представляя читателю «астрологию без мистики и тайн», автор начинает с того, что отмечает как в корне неверное «расхожее представление» о звездах, управляющих судьбой человека, и предлагает определение астрологии, резко отличающееся от тех, что можно встретить в привычной справочной литературе: «Астрология– наука, изучающая взаимосвязь ритмов человека и космоса и выясняющая законы гармонизации внутренних ритмов человека и внешних ритмов природы и общества»
Симпатичное определение, не правда ли? Свежее и современное, уводящее нас от опостылевших черно?белых красок в этом, брызжущем многоцветием, мире.
Безусловный интерес представляет и мнение астрологов?профессионалов, один из которых, основатель «журнальной» астрологии Дж. Неилор, например, полагает: «Астрология – это серьезное научное явление… При настоящем уровне познания она предлагает вполне реалистическую жизненную философию, а именно утверждает, что Земля является маленькой частью Солнечной системы и крошечной частичкой Вселенной. Земля и земляне не могут рассматриваться изолированно, они находятся под влиянием взаимодействующих сил Вселенной, и связи эти неисчислимы. Человечество развивается в зависимости от окружающих его явлений».
Здесь, как и в статье Величко, при определении сути и задач астрологии внимание акцентируется не на предсказаниях как таковых, а на проблемах взаимосвязи человека и космоса. Так, может быть, предсказания – не дело серьезного астролога, и тога пророка для него – это тога с чужого плеча или по крайней мере наряд, явно выходящий из моды?